Суббота, 20.04.2024
газоснабжение
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2019 » Январь » 25 » Порт надежды
12:47
Порт надежды
В конце марта авиакомпания ЮТэйр совершила первый коммерческий полет на Boeing 767 из Москвы в Сабетту. Десять лет назад о подобном рейсе не приходилось даже мечтать: в маленьком вахтовом поселке на полуострове Ямал не было ни аэропорта, ни необходимости в нем — количество жителей измерялось десятками. Жизнь Сабетте дал грандиозный проект «Ямал СПГ», включающий строительство завода сжиженного природного газа (подробнее см., например, «Сжиженные деньги», «Э-У» № 48 от 06.12.2010). Углеводородное сырье планируется отправлять судами в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона. Для этого с нуля в формате государственно-частного партнерства здесь строится порт. Из федерального бюджета финансируется создание морского и подходного каналов, операционной акватории, системы навигации и управления движением. Инвесторы «Ямал СПГ» (российская компания Новатэк, французская Total и Китайская национальная нефтяная корпорация) возводят причалы, складские помещения, инженерные сети. Первоначально в порт до 2017 года планировалось вложить 73,2 млрд рублей (47,3 — из федерального бюджета, 25,9 — из внебюджетных источников), но в октябре прош­лого года финансирование из бюджета было увеличено до 71,3 миллиарда, суммарный объем инвестиций таким образом вырос до 97,2 млрд рублей.

Морской порт Сабетта уникален по комплексу причин. Первая — масштаб. По завершении строительства всех очередей он сможет круглогодично обрабатывать около 30 млн тонн грузов и займет вторую строчку в рейтинге портов РФ в Арктическом бассейне. По данным Ассоциации морских торговых портов, в 2013 году больше грузил только порт Мурманска — 31,4 млн тонн. Мощности Сабетты сравнимы со всеми введенными в эксплуатацию с 2008 по 2013 год портовыми мощностями в России вместе взятыми.

Вторая — строительство ведется за Полярным кругом в сложных геологических, климатических и гидрологических условиях. Причем с нуля: «на побережье полностью отсутствует транспортная инфраструктура, а период навигации, позволяющий проводить дноуглубительные работы и доставлять тяжеловесные грузы по воде, очень короткий — 70 суток с августа по октябрь», — отмечают в ОАО «УСК МОСТ», выступающем генеральным подрядчиком стройки.

Третья — техническая сложность работ. Проект разделен на два этапа. Подготовительный уже завершен: построены технологический канал (длина 3,9 км, ширина 240 м, отметка дна минус 12,4 м) и акватории вспомогательных причалов, что позволило начать доставку оборудования и материалов. Основной этап запланирован на 2014 — 2017 годы и предполагает дноуглубительные работы для основных гидротехнических объектов — подходного, морского каналов и основной акватории. Для этого отведены четыре летних навигации и привлечены десятки специализированных судов, собранных суб­подрядчиком со всего мира.

Дальнейшую эксплуатацию порта также простой не назовешь — для проводки танкеров большую часть года будут использовать ледоколы. Как говорили в «Атомфлоте», в 2021 году предстоит обеспечить ледокольную проводку 225 судозаходов: газовозы будут выходить из Сабетты каждые сорок часов. Для сравнения: в 2014-м проводок у «Атомфлота» было 34.

Новый порт имеет колоссальное значение не только для проекта «Ямал СПГ», но и для всего Северного морского пути.

— Сейчас груз из Европы в Азию в основном доставляется по южному маршруту — через Суэцкий залив и Индийский океан. Северный морской путь короче. Выбирая его, грузоперевозчики сэкономят до 30% транспортных расходов, — говорят в правительстве ЯНАО.

Северный морской путь не использовался в полную силу даже в советские годы. По оценке «Атомфлота», в середине 80-х объем перевозок был близок к 7 млн тонн, в середине 90-х упал до 1,5 млн и держался на этом уровне десять лет. Для сравнения, в 2013-м порт Санкт-Петербурга погрузил 58 млн тонн, Владивостока — 14,5 миллиона. Но в последнее время интерес начал расти со стороны и отечественных, и зарубежных перевозчиков. По прогнозам Минтранса РФ, к 2030 году грузооборот может увеличиться до 60 млн тонн в год. Интересно, что благоприятному будущему этого пути содействует климат: «К 2030 — 2035 годам в результате потепления он станет постоянной трансматериковой дорогой», — говорил на одном из совещаний председатель экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете федерации РФ Вячеслав Штыров.

«Северный морской путь как национальная транспортная коммуникация России в Арктике имеет исключительное значение для обеспечения дальнейшего развития экономики северных регионов и государства в целом. В перспективе это высокоширотная транзитная арктическая судоходная магистраль, которая может служить альтернативой существующим межконтинентальным транспортным связям между странами Атлантического и Тихоокеанского бассейнов через Суэцкий и Панамский каналы», — поясняют в «Атомфлоте».

Перспективы Северного морского пути зависят от реализации еще одного транспортного проекта — железнодорожного Северного широтного хода, магистрали Обская — Коротчаево, призванной соединить Свердловскую и Северную железные дороги. Об этом проекте говорят больше десяти лет, но в практическую стадию он так и не перешел. Как отмечают в правительстве ЯНАО, при выводе магистрали до порта Сабетта откроется кратчайший выход на Севморпуть для более чем 50 млн тонн потенциальных грузов из Поволжья, Урала, Сибири и всей России.

Так что порт Сабетта имеет все шансы превратиться из пусть важного, но все-таки элемента инфраструктуры проекта «Ямал СПГ» в точку, способную изменить мировые транспортные потоки.

Просмотров: 312 | Добавил: unpali1981 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • http://proekt-gaz.ru
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz